Образовательная программа нач.школы

           Образовательная программа

     в малокомплектной начальной школе

    МКОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ.

 

 

 

Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС.

1 января 2010 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, включающий в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы.

Малокомплектная начальная школа в силу своих специфических особенностей требует особых подходов к обновлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Специфические трудности малокомплектной школы обусловлены небольшим

количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребёнка. Большое беспокойство у педагогов ,психологов, родителей вызывают такие факторы, как: низкая информационная насыщенность школ на селе;

недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой:

недостаточное количество знаний и общее развитие сельских детей;

низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;

 отдалённость малокомплектных начальных школ от методических центров и др.

       Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя или с тремя классами в одном помещении.

     

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности ( т.е. недостатки):

 

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину или менее урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей.

 

2.Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами.

 

3.При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом.

 

4.учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

 

5.В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8,12 урокам.

 

6.Нецелесообразно использовать в таких классах-комплектах разные образовательные программы.

 

     Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые более эффективные средства организации педагогического процесса ( формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

 

      Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей, хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей. Учащиеся старших классов оказывают помощь младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

 

В условиях малой школы учителю легче осуществлять: 

 

индивидуальный подход к учащимся с учётом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений.;

       

Личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

 

практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытниче5ской работе и т.д.);

 

нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.

   

В настоящее время необходимой основой для реализации требований стандартов второго поколения в сельской школе должно стать активное использование современных технических средств ( компьютеров с возможностью подключения  к сети интернет, медиа- средств и др.)

Современные комплекты учебников  обеспечены электронными пособиями по предметам, которые рассчитаны на самостоятельную работу младших школьников. Это один из важнейших путей для обогащения опыта учащихся, расширения круга их социальных контактов, повышение общей информированности о процессах, происходящих в стране и в мире. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на первой ступени образования. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся разного возраста первой ступени образования.

 

При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:

 

-численность учеников в классе;

-сложность программы;

-степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;

-опыт и квалификацию педагога;

-площади классной комнаты.

     

      При объединении учащихся в класс- комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3, 2 и 4 классов. Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х ) уроков на 5-10 минут, кроме урока физкультуры. В соответствии СанПин образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объём максимальной допустимой нагрузки в течение должен составлять:

   

- для обучающихся 1-х классов- не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физкультуры;

- для обучающихся 2-х- 4-х классов – не более 5-и уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физкультуры при 6-и дневной учебной неделе.Хочу такой сайт

    

       Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.

 

       Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

 

        Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу стандарта положен системно- деятельностный подход ,концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям.

 

В целях решения проблем, связанных с реализацией ФГОС в сельской начальной школе, необходимо соблюдать следующие: условия:

 

 - обеспечение самостоятельного характера обучения;

 - усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;

 - стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;

  -интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;

  -активизация самоорганизации учебного процесса ( планирование, дозирование объёма школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);

  -обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;

  -всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;

  -привлечение учащихся к контролю, учёта и управлению учебным процессом.

 

    Организованный таким образом процесс позволяет не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.

   

Уроки в малокомплектной школе также имеют свои особенности

 

-точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин., а в начальных классах он может составлять 30-35 мин.);

 

 -в каждой школе имеется твёрдое расписание уроков;

 

 -на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;

 

 -учитель осуществляет чёткое планирование урока для решения образовательных задач;

 

-на уроке применяются различные методы и средства обучения, использование которых зависит от поставленных задач.

 

     Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может.

 

    В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования( планирования).

 

При этом учитель должен хорошо знать фактический материал, свободно ориентироваться в своем учебном предмете. При подготовке к уроку очень важно подобрать соответствующий программный материал для всех частей урока: подготовительной, основной и заключительной. Сначала подбирается материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной.

 

     Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно  с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с  несколькими классами требует более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

 

       Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий,

 

подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет, на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма

 

задания. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на неё отводится около 20 % урока. Поэтому необходимо научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объёму и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, по аналогии, например, нарисуй столько кружков, столько мячиков, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и другими материалами.

 

            При организации самостоятельной  работы  руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе. А именно:

 

 -самостоятельная работа должна соответствовать программным требованием;

 

 -развивать логическое мышление, должна быть посильной для учеников;

 

 -в этом случае она должна быть выполнено сознательно.

 

        Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными по форме и содержанию. При её организации следует соблюдать принцип систематичности:

 -каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться, а также иметь место не только при закреплении знаний ,но и на других этапах урока.

 

     Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной сложности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на карточках.

     В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами невозможно постоянно контролировать ход выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки.

   

      При работе с несколькими классами  использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому приходится подготавливать к уроку много дополнительного материала (карточек, заданий, кроссвордов), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно  и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

 

      Один из главных видов самостоятельной работы в начальной школе – изучение учебников. В 3-4-х классах оно дополняется ознакомлением учебников с информацией, изложенной в других источниках. При этом ученик должен сам определить цель, выделить неизвестное, поставить вопросы, на которые нужно ответить. При устной работе с учебником полезны памятки. Кроме того, в связи с современными требованиями ФГОС сами учебники содержат дополнительные страницы с памятками, которые окажут помощь в классной и в домашней самостоятельной работе. Знания, полученные на уроке, закрепляются и совершенствуются во время выполнения домашних заданий. Так учитель заставляет ученика поверить в свои силы и способность выполнить домашнее задание. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить, в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться, в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом. В помощь ученикам можно предложить памятки.

 

      Домашняя работа приучает учеников добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывая трудолюбие, ответственность, умение контролировать себя, преодолеть трудности, подготавливает к самообразованию и формирует первоначальные навыки организации труда. При этом объём домашней работы регулируется нормами времени на её выполнение (1 класс – без домашнего задания; 2 класс – до 1,5 часов; 3-4 классы – до 2-х часов на все домашние задания). Обязательна систематичность домашней работы. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном домашнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом ежедневно.

 

         В младшем школьном возрасте вызвать интерес помогают элементы занимательности или игры. Во время игры ученики увлекаются и не замечают , что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться,

     

мыслить самостоятельно, развивается внимание мышление, стремление к знаниям.

 

Более эффективным является метод проектов. Исследование на уроке и вне урока развивает в детях умение видеть проблему, формировать гипотезу, работать с литературой, исследовать объект. Проект целесообразно применять и с той точки зрения, что он позволяет привлечь учащихся к изучению дополнительной литературы, поиске информации в интернете и в других источниках. Итогом работы над проектом будет журнал, который сделают дети своими руками, придумают ему название, подберут материал и проиллюстрируют .Таким образом, дети в течение определённого времени будут накапливать материал по теме: читать, анализировать прочитанное, рисовать, подбирать иллюстрации к произведениям. Такая работа служит развитию различных качеств личности и многих учебных умений, в том числе и самостоятельности.

 

    Живой интерес у детей вызывает использование на уроках учебных дисков, презентаций по предметам. Считаю, что использование компьютеров, мультимедийных средств обучения и интернета облекчает проведение уроков, делает их более современными, насыщенными и интересными, хотя и требуют от учителя определённых навыков и более тщательной подготовки.

 

     Итак, правильное комплектование объединённых классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.

 

      Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».