АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО ПРЕДМЕТАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотации к рабочим программам
МБОУ СОШ им.Г.Малиева с. Махческ Ирафского района РСО-Алания
Основное содержание учебных предметов (5-9 класс)
Общие положения
Программы по учебным предметам учебного плана для 5-9 классов разработаны на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования, обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, примерных программ по предметам, созданных на основе стандарта основного общего образования по предмету,
в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников и включают следующие разделы:
 Титульный лист.
 Пояснительная записка.
 Содержательные линии/разделы учебного предмета/курса.
 Требования к уровню подготовки учащихся.
 Календарно-тематическое планирование.
В данной аннотации приводится общая характеристика учебного предмета на ступени основного общего образования: цели изучения предмета, место предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки выпускников по предмету.
Основное содержание, календарно-тематическое планирование, основные особенности
предметов/курсов, контрольно-измерительные материалы по всем обязательным предметам отражены в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, которые формируются
учителем с учётом его приоритетов, особенностей класса, выбранного УМК, отражающего фундаментальное ядро содержания современного общего образования, обеспечивают эффективность
реализации ООП ООО. Дополнительные методические и дидактические материалы для планирования имеются в методических пособиях для учителя, в сборниках проверочных и контрольных
работ. Полное изложение примерных программ учебных предметов, предусмотренных к изучению на ступени основного общего образования, представлено в сборнике «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» в 2-х частях. Москва, 2004.
Основное содержание по предметам учебного плана отражено в рабочих программах для
5-9 классов, которые являются приложением к ООП (номенклатурный номер 02-27).

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования
1. Русский язык
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:

 воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
 развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского языка и и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ
Ирафского района РСО-Алания выделяется 714 ч, из них в 5классе – 5часов,в 6 классе- 6часов, в 7
классе-4часа, в 8-9 классах- по 3 часа.ч в неделю (34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
знать/ понимать:
 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и
средства межнационального общения;
 смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
 основные признаки разговорной речи, научного публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
 особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи;

 признаки текста и его функционально-смысловых типов ( повествования, описания, рассуждения);
 основные единицы языка, их признаки;
 основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета;
уметь:
 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы;
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой стиль и тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
 объяснять и помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
 значения родного языка в жизни человека и общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам и продолжения образования.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
2. Литература
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:

 воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
 овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в
произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
На изучение литературы на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в
основной школе выделяется 442ч, из них в 5-6 и 9-х классах по 3 ч в неделю, в 7-8 классах – по 2
часа в неделю (34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
 образную природу словесного искусства;
 содержание изученных литературных произведений;
 основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н.В. Гоголя;
 изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
 определять род и жанр литературного произведения;
 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
средств;
 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
 поиска нужной информации и литературе, о конкретном произведении и его авторе
 (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
3. Иностранный язык
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорение, аудирование, чтении, письме).
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с тематикой общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно – познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного
изучения языков и культур.
Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка
в современном мире и потребности пользования им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Воспитание качеств гражданина, патриота. Развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного
отношения к проявлениям иной культуры.

Место учебного предмета «Иностранный язык» в учебном плане
На изучение иностранного языка на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева
с.Махческ в основной школе выделяется 510 ч, по 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели в
каждом классе).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать/понимать:
 воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с глубоким проникновением в их
содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным извлечением информации;
 основные правила чтения буквосочетаний: EAR, OU, AW, OY;
 основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), основные способы
словообразований;
 особенности интонации различных коммуникативных типов предложений, особенности структуры простых и сложных предложений;
 английское ударение при чтении трех и четырех сложных слов;
 владеть ознакомительным и просмотровым чтением;
 признаки изученных грамматических явлений: видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, местоимений, предлогов;
 основные нормы речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
уметь:
ГОВОРЕНИЕ:
 начинать, вести, поддерживать беседу в стандартных ситуациях общения;
 расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника;
 рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать
краткие сведения о своей стране, стране изучаемого языка;
 делать краткие сообщения, описывать события, явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного и выражать свое отношение.
АУДИРОВАНИЕ:
 понимать основное содержание несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию; уметь определять главное, определять тему.
ЧТЕНИЕ:
 ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
 читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания, определять
тему основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенное; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
 читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя разные стилистические приемы переработки текстов; оценивать полученную информацию,
выражать свое мнение.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ:

 заполнять анкеты и формуляры;
 писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни
и делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого
этикета;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной
жизни для:


социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями английского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;



создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли
русского и английского языков в этом мире.



приобщение к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации (в
том числе мультимедийные) так и через участие в школьных обменах, туристических поездках,
молодёжных форумах;



ознакомление представителей других стран с культурой своей страны, осознание себя гражданином своей страны и мира.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
4. Математика
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


овладение системой математических знаний, необходимых для применения в практической

деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;


интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых че-

ловеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;


формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка

науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;


воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой

культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
На изучение математики на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в
в основной школе выделяется 884 часа: в 5-х классах – 6ч, а в 6-9-х классах отводится по 5
часов в неделю – математика (34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики ученик должен:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы; примеры их применения для решения

математи-

ческих и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить
примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решить задачи реальной действительности математическими
методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь:
- выполнять арифметические действия с десятичными дробями: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические
операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- округлять целые числа и десятичные дроби;
- выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные
единицы через мелкие и наоборот;
-.изображать числа точками на координатном луче;
- решать текстовые задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
АЛГЕБРА
уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
-решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-изображать числа точками на координатной прямой;
-определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать
множество решений линейного неравенства;
-распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить
значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием
аппарата алгебры;

- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для
углов от 0 до 1800;
- определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов;
- находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны,
углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи
симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при
необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
 проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее
полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
 извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
 решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также
с использованием правила умножения;
 вычислять средние значения результатов измерений;
 находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
 находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога); распознавания
логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств;
 анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
 решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
 решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
 сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в
практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
 понимания статистических утверждений.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
5. Информатика и ИКТ
Изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
 -овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане
На изучение информатики и ИКТ на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева
с.Махческ в основной школе выделяется 136 часов: 7-8 классы – по 1 часу в неделю, 34 учебные
недели, по 34 часа в год, 68 часов, 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:
знать/понимать:
 термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип (цифрового) дискретного представления информации;
 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип (цифрового) дискретного представления информации;

 историю развития вычислительной техники;
 термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
 термин «алгоритм» основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
 программный принцип работы компьютера;
 основные элементы и операторы языка программирования Паскаль;
 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
 логические основы построения компьютера, основные законы булевой алгебры.
 уметь:
 работать с компьютером;
 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и
окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной информации;
 создавать информационные объекты, в том числе:
 графические изображения и текст, проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения;
 презентации, используя мультимедийные средства;
 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
 использовать табличный процессор для вычислительных задач и отображения данных в виде
диаграмм;
 базы данных, запросы для рационального поиска информации;
 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
 создавать информационные объекты, в том числе:
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
 использовать табличный процессор для моделирования компьютерного эксперимента.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм;
 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических таблиц, программ (в том числе блок-схем);
 создания программ для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её;
 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов;
 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
6. История
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:


воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свобо-

дам человека, демократическим принципам общественной жизни;


освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их

взаимосвязи и хронологической последовательности;


овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различ-

ными источниками исторической информации;


формирование целостного представления о мире, ценностных ориентаций в ходе ознакомле-

ния с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;


применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм

и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других
народов и стран.

Место учебного предмета «История» в учебном плане
На изучение истории на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в
основной школе выделяется 375 ч, из них в 5-8 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели), в 6-8 классах интегрированный предмет «история» представлен двумя курсами: всеобщая
история и история России; в 9 классе 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели, из них 2 ч в неделю – история России (68 ч), 1 час в неделю – всеобщая история (34 ч).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен:
знать /понимать:
 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
 изученные виды исторических источников;
уметь:

 -соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность событий;
 использовать текст исторического источника при ответе и решении различных учебных задач;
сравнивать различные источники;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города,
места исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; давать описание событий и
памятников культуры; использовать приобретенные знания для написания творческих работ;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные исторические факты; выявлять существенные черты; группировать исторические знания и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины
и следствия важнейших исторических событий;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
 личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
 использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
7. Обществознание (включая экономику и право)
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-12 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том
числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом
качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.

Место учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)»
в учебном плане
На изучение обществознания (включая экономику и право)

на основе учебного плана

МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 136 ч, в 6-9 классах по 34 ч (1
ч в неделю, 34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
 уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и
различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
 использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
 первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования предмету
9. География
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
 формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в
повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению
в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место учебного предмета «География» в учебном плане
На изучение географии на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в
основной школе выделяется 272 ч, из них в 5-6 классах по 34 часа(1 час в неделю), в 7-9 классах
по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
 основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
 географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

 различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и
стран;
 специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов;
 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций
и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
 определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять
на этой основе эмпирические зависимости;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
 проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования
10. Физика
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
 освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующие эти явления, законах,
которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе
представлений о физической картине мира;
 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических
явлений; представлять результаты измерений и наблюдений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для
решения физических задач;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнение экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с
жизненными потребностями и интересами;
 воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного
использования науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к
творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
 использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной
жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.

Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
На изучение физики на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 204 ч, из них в 7-9 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного

действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения
импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха,
силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения
от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний
груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от
времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах
(словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых
приборов, электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в
квартире;
• рационального применения простых механизмов;
• оценки безопасности радиационного фона.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
11. Химия
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
 овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
 воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
 применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной
жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
На изучение химии на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 136 ч, в 8 – 9 классах по 68 час, 2 ч в неделю, 34 учебные недели.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен:
знать / понимать:
 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная
и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:

 называть: химические элементы, соединения изученных классов;
 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
сущность реакций ионного обмена;
 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических
веществ;
 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
 составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов
первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и
щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или
массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 безопасного обращения с веществами и материалами;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
 приготовления растворов заданной концентрации.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
12. Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли
биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работая с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм
здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ-инфекции.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
На изучение биологии на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 273 ч, в 5-6классах по 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 7-9
классах по 68 часов(2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов

растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция; жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности
и поведения;
уметь:
 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
 изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и
объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением
животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы
органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы
органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
 определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые

организмы и экосистемы;
 проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и
простудных заболеваний;
 оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
 рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
 выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
13. Музыка
Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
 формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
 развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
 освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом
наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии
музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся;
потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному
самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
На изучение музыки на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 102 ч, в 5-7 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать:


главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;



характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;



развитие музыкального образа;



музыкальные формы;



навыки вокально-хоровой деятельности.

уметь:
 определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике,
драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
 находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в
образах музыкальных произведений;
 находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
 различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная
форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
 проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
14. Изобразительное искусство
Изучение изобразительного искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание и развитие культуры восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического
освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
На изучение изобразительного искусства на основе учебного плана МБОУ СОШ
им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 102 ч, из них в 5-7 классах по 34 ч (1 ч в
неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
 наиболее крупные художественные музеи России и мира;
 значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических
видах творчества;

уметь:
 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные
произведения;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 восприятия и оценки произведений искусства;
 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки,
 декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
15. Искусство
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
 развитие

эмоционально-эстетического

восприятия

действительности,

художественно-

творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
 воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного
искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка
этих искусств на основе творческого опыта школьников;
 формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические
и национальные особенности;
 приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
 овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление
возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической
разгрузки и релаксации средствами искусства.
Место учебного предмета «Искусство» в учебном плане
На изучение искусства на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 68 ч, в 8-9 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения искусства ученик должен:
знать/ понимать:
 - специфику языка народного искусства, взаимосвязь народного искусства с мировой художественной культурой;
 - понимать взаимосвязь музыки и литературы как временных искусств;
 - взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка
каждого из них (музыка, ИЗО, театр, кино);
 - понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;

 уметь:
 передавать особенности народных (региональных) традиций в разнообразной художественной
деятельности;
 находить в сети Интернет, энциклопедиях информацию о мировом художественном пространстве;
 эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
 сравнивать звучание электронных инструментов с традиционными;
 различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
 передавать свои музыкальные впечатления в исследовательской художественно- эстетической
деятельности ( коллективные проекты);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 разработки и реализации проектов по созданию элементарных мультимедийных произведений;
 использования возможности современных технологий для самостоятельного художественного
творчества;
 участия в коллективной исполнительской деятельности;
 применения отдельных компьютерных программ для подготовки презентаций.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
16. Технология
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
 освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
 овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
 развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям
различных профессий и результатам их труда;
 получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
На изучение технологии на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева с.Махческ в
основной школе выделяется 238 ч, из них в 5-7 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
в 8 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/ понимать:
 основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
 назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

 виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
 профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них,
получением продукции.
уметь:
 рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных
источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
 составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
 выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
 выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
 соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами,
машинами и оборудованием;
 осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
 находить и устранять допущенные дефекты;
 проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом
имеющихся ресурсов и условий;
 распределять работу при коллективной деятельности.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
 организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
 создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин,
оборудования и приспособлений;
 контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметоных инструментов;
 обеспечения безопасности труда;
 оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
 построения планов профессионального образования и трудоустройства.



Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

знать/понимать:
 назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления
моды; виды традиционных народных промыслов.
уметь:
 выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных
машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления
изделий.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
знать/понимать:
 методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки
изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.
уметь:
 обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали);
 выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием;
 осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
 осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки мате-

риалов и повышения потребительских качеств изделий.
Кулинария
знать/понимать:
 влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требвания к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье
человека.
уметь:
 выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах,
жирах, витаминах;
 определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню
завтрака, обеда, ужина;
 выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и
фрукты;
 оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних
условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам,
включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Электротехнические работы
знать/понимать:
 назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки;
 правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в
быту;
уметь:
 объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов;

 оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании;
 осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

Технологии ведения дома
знать/понимать:
 характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
 инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ;
 материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;
 основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;
 назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы;
 виды санитарно-технических устройств;
 причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.
уметь:
 планировать ремонтно - отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;
 подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
 заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле;
 соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью;
 применения бытовых санитарно-гигиенические средств;
 выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
17. Основы безопасности жизнедеятельности
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
-развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни;
-овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их
наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую
медицинскую помощь.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
На изучение основ безопасности жизнедеятельности на основе учебного плана МБОУ СОШ
им.Г.Малиева с.Махческ в основной школе выделяется 34ч. в 8 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34
учебные недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать:
 основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные
привычки и их профилактику;
 правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
 способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:

 действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
 соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
 оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
 пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
 вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
 действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации
населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
 соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
 пользования бытовыми приборами и инструментами;
 проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
 обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Аннотация
к рабочей программе основного общего образования по предмету
18. Физическая культура
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей организма;
 формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
 воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
 освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
На изучение физической культуры на основе учебного плана МБОУ СОШ им.Г.Малиева
с.Махческ в основной школе выделяется 510 ч, в 5-9 классах по 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные
недели).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать / понимать:
• влияние

оздоровительных

систем

физического

воспитания

на

укрепление

здоровья,

профилактику вредных привычек;
• способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
• правила

и

способы

планирования

системы

индивидуальных

занятий

физическими

упражнениями различной направленности;
уметь:
• выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной физической культуры,
композиции ритмической и аэробной гимнастики;

•

преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных

способов передвижения;
• выполнять приемы страховки и самостраховки;
• осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической
культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
• повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
• организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в
массовых спортивных соревнованиях;
• активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».